Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ШКОЛЬНИКОВ ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В ЗАПОВЕДНИКЕ «КИВАЧ»

В период с 1 по 5 мая 2014 г. старейшую природоохранную территорию республики посетила группа учащихся эколого-биологического центра «Крестовский остров» ГБОУ ЦО «Санкт-Петербургский городской  дворец творчества юных». Ребята из объединений «Юный эколог» и «Лаборатории общей зоологии и орнитологии Larus», всего 16 человек, прошли здесь учебную практику под руководством научных специалистов заповедника.

Педагог Наталья Анатольевна Седова не случайно выбрала «Кивач» местом проведения полевых работ  юных исследователей. Это уже третий визит сюда ребят из экоцентра «Крестовский остров». С 2011г. между двумя организациями установлены дружеские партнерские отношения. Заповедник имеет изрядный научный и образовательный потенциал, а любознательные школьники — именно тот контингент, которому здесь всегда рады.

Майские праздничные дни для молодых зоологов и экологов были насыщены экскурсиями и практическими занятиями. Школьники посетили музей природы, в научной лаборатории прослушали лекции сотрудников заповедника о направлениях исследований его животного мира. Ребята сходили в небольшие походы, где их ознакомили с происхождением удивительного «неспокойного» ландшафта заповедной территории, они стали свидетелями масштабной деятельности бобров-гидростроителей. Были ботанические экскурсии, а четверо учащихся с преподавателем эколого-биологического центра Татьяной Айратовной Шарафутдиновой каждый день рано утром уходили на учёты птиц по заповедным маршрутам.

Ведущий научный сотрудник заповедника, зоолог Анатолий Петрович Кутенков подключил школьников к исследованиям плодовитости травяной лягушки — обычного и самого распространённого у нас земноводного. Предыдущая группа год назад провела начальный этап разработки темы, и по его результатам было опубликовано сообщение в Трудах заповедника «Кивач» (выпуск 6, 2013 г). В этот раз 12 ребят, вновь под руководством Н. А. Седовой, работали по более усложнённой процедуре.

В водоёмах, где в это время нерестились лягушки, собирали кладки икры (каждая самка вымётывает единственный комок), уносили в лабораторию, где и производили оценку плодовитости. Суть в том, что количество икринок можно установить двумя путями. Во-первых, подсчитать их вручную, по одной отделяя икринки от целой кладки. Результат абсолютно точен, времени затрачено много, а кладка разрушена и зародыши потом почти наверняка погибнут. Другой путь — определить, какой объём занимают, например, 100 икринок и, зная объём всей кладки, по нехитрой формуле установить количество икринок в ней. Целостность кладки нарушается не сильно, работу проделываем быстро и прямо на берегу  у нерестилища. Недостаток один: страдает точность, велика и неопределима ошибка. Вот эти точность и ошибку и устанавливали ребята два сезона подряд, сравнивая в лаборатории оба способа оценки. За отбором десятков кладок икры в разных водоёмах, подсчётах со сменой мерной посуды, хронометражём последовательных этапов и оформлением протоколов ученики провели три дня.

Одна из самых активных участниц, десятиклассница Лиза Мамонтова сейчас обрабатывает результаты проведённого исследования статистическими методами, чтобы затем оформить работу на городскую Олимпиаду по биологии. 

Несмотря на сырую и прохладную погоду (а третьего мая и вовсе выпал снег) намеченная программа учебной практики была реализована, и все ее участники уверены, что для юных исследователей природы это был ценный опыт, который они используют в своей последующей работе.

 

А. Кутенков, С. Милевская

Фото Н. Седовой