Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

ВНОВЬ «ЮНЫЙ ЭТОЛОГ» И «ЛЕТЯГА» В ЗАПОВЕДНИКЕ «КИВАЧ»

В период с 30 апреля по 6 мая заповедник посетила группа учащихся эколого-биологического центра «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных. Ребята из объединения «Юный этолог» и Лаборатории полевой зоологии «Летяга» в очередной раз прошли здесь весеннюю полевую практику.

Наши контакты начались с 2011 года, и это уже пятый визит группы в заповедник. В этот раз школьников было уже 24. Кто-то из них у нас уже во второй, а то и в третий раз. Как и прежде с ними были педагоги Наталия Анатольевна Седова (руководитель) и Татьяна Айратовна Шарафутдинова.

Майские праздничные дни для молодых зоологов были насыщенны экскурсиями и практическими занятиями, нашлось время и для приборки на территории военного мемориала и на скалах у водопада. Специалисты отдела экологического просвещения Валентина Георгиевна Ротькина-Качалова и Вера Владимировна Федотова провели экскурсии на водопад Кивач и по дендрарию. В Музее природы старшие школьники, бывавшие здесь раньше, подготовили вопросы по экспозиции музея для младших участников практики. Научная программа включала практические занятия в лаборатории и в лесу и ознакомительные маршруты по территории. В ней участвовали, вместе с руководителями и выпускницей лаборатории Лизой Мамонтовой, научные сотрудники заповедника Анатолий Петрович и Надежда Николаевна Кутенковы и Марина Владимировна Яковлева.

Основное назначение практики — обучение методам полевых исследований и развитие навыков в этом направлении. Однако мы свою задачу видели шире: формирование у ребят представления о мироустройстве в данном месте земной поверхности.

Когда было последнее покровное оледенение и каковы масштабы этого природного явления? Чему обязаны те впечатляющие ландшафты и формы рельефа, которые мы вместе наблюдали во время прохождения маршрутов? Почему здесь бок о бок соседствуют темнохвойные леса и светлые сосновые боры, а границы между ними столь резки? Было важно донести до ребят, что функционируют и эволюционируют не отдельные биологические виды, а экологические системы и биосфера в целом. Выученные по учебнику слова о том, что растения производят органическое вещество, животные его потребляют, а другие организмы разлагают и возвращают всё в круговорот, воспринимаются школьниками иначе и естественнее, когда они слышат их, стоя посреди лесной поляны или на затягивающем озеро болоте.

Говорилось, например, о том, что в естественной природной среде не существует насекомых-вредителей. Все «короеды» и «древоточцы» выполняют в лесу функцию пусть и не столь грандиозную, как производство органического вещества растениями в процессе фотосинтеза, но, тем не менее, достаточно важную. На стволах растущих здоровых деревьев нет «вредителей», но ходы их личинок обязательно появляются под корой и в толще деревьев больных и умерших. Жизнедеятельность личинок способствует разрушению древесины. А лесная подстилка? Для лесных насекомых это целый мир. Огромное число их представителей существует лишь благодаря этому природному образованию: от проводящих там всю жизнь (и весь жизненный цикл) до пребывающих в беззащитном состоянии яиц, личинок и куколок. А значение подстилки как места зимовки насекомых переоценить и вовсе невозможно.

У источника вели разговор о переходе атмосферных осадков в грунтовые воды, о формировании химического состава и постоянстве свойств столь любимых в народе родников. Глядя на рыжую студенистую массу в русле образуемого источником ручья, можно вспоминать удивительные свойства и «приключения» железа как химического элемента, не забыв о дыхательном пигменте гемоглобине. А переливчатая, легко распадающаяся плёнка на поверхности воды — это бактерии, получающие энергию существования в результате окисления соединений того же железа…

Ребята внимательно слушали, задавали вопросы. А порой, опережая рассказчика, сами дополняли повествование.

Почти все учащиеся Эколого-биологического центра, побывавшие на практике в «Киваче», выступают на конференциях, конкурсах и олимпиадах разного уровня. Только в этом учебном году они участвовали в пятнадцати таких форумах. Среди них можно назвать Международную научную конференцию школьников XXVI Сахаровские чтения, Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды, XX открытую научно-практическую конференцию старшеклассников по биологии «Учёные будущего», Конкурс имени проф. П. И. Мантейфеля на лучшую исследовательскую работу в области зоологии и охраны живой природы. И не просто участвовали, а, как правило, получали Почётные грамоты, Дипломы I–III степени, становились лауреатами.

Из тех, кто есть на наших фотографиях, двое — выпускницы ЭБЦ Лиза Мамонтова и Ася Цветова — в этом году намерены поступать в Санкт-Петербургский университет на биологический факультет. Лиза на протяжении трёх сезонов занималась сравнением и оценкой качества разных способов определения плодовитости травяной лягушки (см. материал «Учебная практика школьников…» на сайте заповедника «Кивач» от 3 июня 2014 г.). По ходу исследования она разработала и апробировала собственный оригинальный метод подсчета икринок в кладке. Он заключается в фотографировании икряного комка, помещенного в сконструированный при её участии прибор, с последующей компьютерной обработкой изображений и дальнейшего подсчета икринок с помощью программы Corel Draw. Сейчас мы готовим совместную публикацию на эту тему в серьёзном научном издании.

 

А. П. Кутенков, Н. А. Седова

Фото Н. Н. Кутенковой, Н. А. Седовой и Т. А. Шарафутдиновой