Мы находимся в преддверии новогодних праздников, волнующего времени, когда все взрослые, не говоря уже о детях, в душе надеются на что-то волшебное, сказочное. Оживают какие-то чарующие моменты отрочества, детское ожидание чудес, пахнущее мандаринами и мохнатой елкой. И пусть этот миг надежды очень мал, мимолётен, все мы понимаем реалии жизни и принимаем её такой, какая она есть.
Взрослые понимают: с приближением Нового года возникают проблемы с приобретением елки. К концу каждого года семья решает вопрос, какую елку устанавливать: искусственную или настоящую, живую? Кто-то определился с выбором раз и навсегда, купив искусственное дерево и избавив себя от множества проблем. Искусственная ель или сосна, кому как нравится, избавит от забот с мусором (осыпающиеся иголки, которые можно обнаружить в квартире еще очень и очень долго), дополнительным крепежом и продлением жизни зеленой красавицы.
Ну а что же настоящая, живая ель? В наших северных широтах ель – дерево первой величины, главная лесообразующая порода наряду с сосной. Удивительное дерево, за тысячи лет наилучшим образом приспособившееся к жизни в таёжных условиях. Узкий конус кроны ели не держит много снега, широкие, иногда длиной в несколько метров ветви пружинисты, упруги и потихоньку стряхивают с себя снег, освобождая дерево от непосильной ноши. Форма кроны совершенна, соблюдаются все пропорции длины и ширины. Простой и строгий силуэт дерева угадывается даже с далекого расстояния.
Такая совершенная «модель» не могла остаться незамеченной человеком, живущим в тесном единении с природой на протяжении сотен лет. На одном из снимков в книге по архитектуре русского Севера, которым я очень дорожу, изображен четкий узнаваемый габитус ели и рядом, для сравнения, шатер русской православной церкви, коих множество раскидано по нашим необъятным просторам. Наблюдательность, живой ум, стремление к простым и ясным формам, берущим начало в самой природе — вот что отличало мастеров-строителей, создающих настоящие шедевры деревянного зодчества, которые радуют глаз и душу и поныне.
В природе при благоприятных условиях ель может расти до 300-350 лет. И сколько усилий, невзгод нужно перенести дереву, чтобы дожить хотя бы до половины отпущенного срока! Ель отличает очень медленный рост в начале жизни, будто нехотя поднимается она ввысь. Надо преодолеть и неблагоприятное соседство, и лесные пожары, заморозки, сильные ветра, выстоять после обкусывания веточек лосем.
Есть и еще одна угроза. Человек. Наши новогодние праздники обходятся для леса невозвратно дорого. Такая «избирательность» праздника приводит к тому, что ежегодно в России в преддверии Нового года вырубается около 7 миллионов елей. Огромный еловый лес, потерянный для будущего. Остается только надеяться, что хоть малая толика его будет восстановлена лесоводами страны.
Интересны следующие данные. Как подсчитали ученые, в молодом лесу на 1 га приходится 100 тыс. маленьких деревьев, тогда как в старовозрастном лесу на 1 га их только примерно 1000 экземпляров. Именно такие старовозрастные леса может сформировать ель, если «позволить» ей расти по своим законам. Выжить в таком лесу непросто, между деревьями конкуренция жесткая, идет борьба за свет, воду, питание. Тем не менее, старовозрастные леса являются гарантом сохранения многих биологических видов растений, животных, птиц, приютом для огромного количества насекомых.
Вырубая ели, человек лишает природу одной из его частей, того, что, по её замыслу, должно расти и давать жизнь снова и снова. Давайте вместе поменьше вмешиваться в жизнь природы. Мы вполне можем это сделать, купив нашим детям искусственную елочку. Ощущение праздника создается нашим настроением, нашей любовью ко всему живому, гармонией внутри и вокруг нас.
С Новым годом!
В.Федотова, специалист отдела Экологического Просвещения
заповедник Кивач