Государственным инспектором охраны заповедника Кивач М.Сыроежиным найдены обломки боевого самолета времен Великой Отечественной Войны.
Обломки боевого самолета времен второй мировой войны найдены в охранной зоне государственного заповедника Кивач. Как известно, осенью 1941 года в районе водопада Кивач велись упорные оборонительные бои, и один из аэродромов Красной Армии находился в непосредственной близости от Кивача - у поселка Сопоха.
Глава из книги Нины Столеповой «Аэродром Гирвас. Боевая история»
На аэродроме Сопоха
В сентябре с приближением частей противника, авиационные полки 55 смешанной авиационной дивизии, базировавшиеся на аэродромах Пески и Деревянное были передислоцированы на полевой аэродром Сопоха, так как аэродром Гирвас был приведен в негодное состояние. 14 сентября 17 самолетов И-15 бис 65-го штурмового авиационного полка перебазировались с аэродрома Деревянное на аэродром Сопоха. 24 сентября с аэродрома Пески перелетели самолеты И-16 155-го истребительного полка. С 1 октября штаб этого авиаполка находился на аэродроме Сопоха. Истребители И-16 выполняли разведку войск противника по дорогам, штурмовку наземных войск противника, дежурство на аэродроме в готовности № 1, сопровождение и прикрытие И-15 бис.
1 октября 1941 года Петрозаводск был захвачен финскими войсками. Наступление финских войск прикрывала с воздуха 24 эскадрилья ВВС Финляндии. В первые числа октября истребители Брюстер проводили разведку аэродрома Гирвас, но работы боевой авиации на аэродроме замечено не было.
Утром 7 октября 1941 года шесть истребителей Брюстер 4-го звена 24 эскадрильи под командованием капитана Совелиуса вели патрулирование в районе западнее озера Нигозеро. Совершая полет у аэродрома Сопоха, финские самолеты столкнулись с тремя самолетами И-16, которые возвращались с боевого задания. На помощь с аэродрома взлетели еще шесть истребителей И-16. Младшие лейтенанты Дрышкин и Жуланов сбили два самолета противника.
В Журнале боевых действий 24 эскадрильи отмечено, что финские летчики в этом бою сбили три самолета И-153 и два истребителя И-16.38 По данным Журнала боевых действий 155 ИАП был подбит самолет И-16 младшего лейтенанта Медоева К.Д., который разбился при совершении вынужденной посадки в районе поселка Спасская Губа и не подлежал ремонту. Летчик получил легкое ранение. Истребитель И-16 летчика, лейтенанта Скрипник Григория Севастьяновича также был сбит. Самолет загорелся и рухнул в районе Кивача. Летчик сгорел вместе с самолетом.39 Так, благодаря записи в Журнале боевых действий, стало известно имя летчика и обстоятельства его гибели. Надо отметить, что имя лейтенанта Скрипник Григория Севастьяновича увековечено на братской могиле в г. Кондопоге, но о его судьбе ничего не было известно.
Из полевого дневника поискового отряда «Карельский рубеж»: «В охранной зоне заповедника Кивач много лет назад местными жителями были обнаружены обломки самолета времен Великой Отечественной войны. В 2013 году поисковый отряд «Карельский рубеж» проводил поисковые работы в заповеднике Кивач и на территории охранной зоны заповедника. Было обследовано и место падения самолета. Сразу был определен тип самолета — это истребитель И-16. По характеру повреждений остатков самолета стало ясно, что истребитель разрушился от удара об землю. Мотор истребителя и бронеспинку разорвало на части. Был найдены костыль от самолета, который находился в 50 метрах от места крушения. Куски оплавленного алюминия свидетельствовали о том, что самолет горел. И самое главное, были найдены пряжки и карабин от парашютной системы. Это значило, что летчик не покинул самолет и погиб вместе с ним. В подтверждение этому, местный житель,который несколько лет назад проводил раскопки самостоятельно, вспомнил, что находил здесь армейские пуговицы со звездочкой, видимо, от гимнастерки летчика. Но останков летчика обнаружено не было.
Бронеспинка от самолета И-16
Костыль от самолета И-16. (костыль - так называется заднее колесо самолета)