Водопад в искусстве
Заповедная земля является живописным обрамлением самого известного в Карелии равнинного водопада Кивач, увидеть который люди стремятся уже третье столетие. Известен он не только благодаря своей красоте, но и относительной близостью расположения к культурным центрам, а также популяризаторским талантам многих авторов. «Северный богатырь, красавец и гордость России — водопад Кивач» — так называли в свое время этот феномен северо-запада нашей Родины.
В июле 1785 года на Киваче побывал Г. Р. Державин. Дикая красота северного уголка оставила глубокий след в душе поэта, и из под его пера вылилась величественная и поэтическая ода «Водопад». До сих пор не померкли ее строки, которыми восхищался и сам Пушкин. Для Державина водопад символизирует вечность, он отожествляет его с Потемкиным и со всеми земными владыками, «водопадами мира». Последние строки оды посвящены реке Суне. Как писал В. Г. Базанов: «Не только Кивач, но и карельская Суна получила через Державина поэтическое бессмертие». Тем самым, Державин является первым и главным популяризатором Кивача.
Поэт-декабрист Ф. Н. Глинка был очарован водопадом, образ которого запечатлен им в поэме «Карелия». Великолепные художественные описания водопада, олицетворяющие его силу и красоту, вечное движение и многоликость в разные времена года можно прочесть и в восторженных строках путешественников, побывавших в этом краю в конце XVIII — начале XX веков.
Сейчас Кивач уже не тот. Принесенный когда-то в жертву энергетике, он потерял силу, лишенный большей части сунских вод. Но не утратил своей красоты. И сегодня водопад Кивач — поэзия и музыка северного края. Не умолкающий, тысячелетия рвущий каменные преграды. Ликующий весной и устало стихающий осенью. Он завораживает белой июньской ночью и в морозный зимний день, укутанный в причудливую снежную шубу. Он по-прежнему вдохновляет поэтов, привлекает к себе художников и фотографов, его снимают на видео. Изображения водопада можно увидеть на открытках, в книгах, в выставочных залах.