Таинственность и мистика праздника Ивана Купала всегда притягивали людей, несмотря на все запреты церкви, ведущей борьбу с языческими традициями. Основная часть обрядов совершалась ночью. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав.
Была традиция прыгать через костёр. Очищающие костры — главная особенность Купальской ночи. Поздним вечером старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костёр, в середину которого ставили шест с укрепленным на нём горящим колесом — символом солнца. К костру должны были выйти все женщины села, не пришедшая считалась ведьмой. Вокруг него водили хороводы, плясали, пели купальские песни, а потом прыгали: кто удачнее и выше, тот будет счастливее. Костёр горел до утра, а потом огонь от него селяне несли домой и разводили в своём очаге.
Магией на Ивана Купала, как считалось, обладают и травы, собранные до рассвета. По приданию они наполняются целебной силой. Поэтому одно из названий праздника — «травник».
Особым магическим атрибутом считался венок. Купальский венок плели до праздника из диких трав и цветов, использовали барвинок, базилик, герань, папоротник, розу, ежевику, ветки дуба и берёзы, лопух, медвежье ушко, иван-да-марью. Гадание с помощью венка — самое распространенное. Во время праздника его или бросали в воду, или сжигали в костре, иногда забрасывали на дерево или крышу дома, даже относили на кладбище. При гадании на воде в венок вставляли зажженную лучинку или свечи, затем спускали на воду и внимательно следили за его передвижением. Если венок быстро отплывал от берега, его владельца ожидала счастливая и долгая жизнь, а девушку — удачное замужество.
Распространено было и такое девичье гадание: в полночь набирали букет цветов и клали его под подушку, а утром подсчитывали, набралось ли двенадцать разных трав или нет. Если набралось, то в этом году красавица обязательно выйдет замуж.
В ночь на Ивана Купала воде тоже приписывали уникальную силу: целебность и магию. Она помогала очиститься от всякого зла, исцелиться и укрепить здоровье. Люди верили, что, начиная со дня Ивана Купалы и до Ильина дня (2 августа), вся нечисть покидала воды озер, рек и других водоёмов, поэтому купаться разрешалось именно в этот промежуток времени. На Русском Севере накануне праздника топили бани, мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы.
«Любовным» же праздник величали потому, что по поверью в полночь накануне Иванова дня один раз в году всего на мгновение расцветает папоротник, даря сердцу человека любовь. Цветок папоротника — мифический цветок, он открывает его владельцу клады, спрятанные в лесу, и тайны мира, но легко в руки не даётся, ибо его охраняет стража из лесной нечисти, лишая искателя рассудка, речи, памяти. Однако счастливчик, который преодолеет все испытания, сорвёт цвет и сохранит его при себе, приобретёт необычные возможности: станет прозорливым, сможет понимать язык животных, владеть нечистыми душами, повелевать землёю и водою, становиться невидимым и принимать любое обличье.
А что говорит наука по этому поводу? Что папоротники не цветут. Эти растения не имеют ни цветков, ни семян и размножаются спорами или же вегетативно, главным образом, за счёт разрастания корневищ. Споры у большинства видов развиваются в специальных образованиях, расположенных с нижней стороны листа. После созревания они рассеиваются и прорастают во влажной тёплой среде.
Тогда что же могли принимать за цветок наши предки, ведь на пустом месте легенды не рождаются? Дело в том, что в природе существует множество видов папоротников, среди них есть и такие, у которых споры развиваются либо на отдельной части листа, либо вообще на отдельном специальном листе. Так происходит, например, у ужовника, гроздовников и страусника. Эти спороносные образования, развивающиеся ближе к средине лета, внешне чем-то напоминают цветок, но по своей биологической сути им не являются.
Материал подготовлен экскурсоводом заповедника Светланой Милевской
Фотографии из архива и друзей заповедника "Кивач", а также из открытых источников интернета.