Республика Карелия богата достопримечательностями. Это — край лесов и озёр, быстрых порожистых рек и величественных скальных массивов. Местное население живописно украсило его деревянным зодчеством и своеобразным северным бытом. Вся специфика нашей земли в достатке представлена и в посёлке Гирвас Кондопожского района Карелии. Но один из природных объектов, находящихся в черте этого населённого пункта, имеет особый статус. Речь идет о «Гирвасском разрезе каньона реки Суны» — особо охраняемой природой территории (ООПТ) регионального значения, геологическом памятнике природы, равного которому нет в пределах нашей республики.
Обнажившееся после строительства плотины русло реки открыло геологическому сообществу своеобразное и очень показательное сочетание осадочных и вулканических пород докембрия и их контактов. Благодаря усилиям учёных в 1981 г. это место было взято под охрану, а популяризаторская работа ведущих специалистов-геологов КНЦ РАН поведала всему миру о его уникальности. Красота этого уголка привлекает сюда множество туристов, и их поток растёт год от года. Данное обстоятельство имеет как позитивные, так и негативные последствия. Как использовать этот природный бренд во благо населения и не нанести его сохранности непоправимый вред — главная тема данной работы. В ней также пойдёт речь об исторических перипетиях, связанных с этим местом и тех людях, благодаря которым не только автор этой статьи, но и множество других людей узнали о каньоне и его значимости.
Взгляд в прошлое
Сейчас каньон реки Суны представляет собой величественное нагромождение скальных массивов по берегам, в сочетании с живописными маленькими ручейками, что бегут по его дну между камней и превращаются в небольшой поток лишь при осуществлении попусков воды из водохранилища через створы плотины. А столетие назад на этом месте гремел водопад не менее известный, чем Кивач или Пор-Порог.
О сунских водопадах имеются письменные упоминания с XVIII века (возможно есть и более ранние источники, а Кивач отмечен в Писцовых книгах XVI века). Однако отсутствие проезжих дорог, препятствовало их широкому посещению. Глухими и дремучими были эти места, здесь не селились люди, предпочитая строить жильё на некотором отдалении. На Киваче появилось малодворное крестьянское поселение лишь в средине XVIII века, Гирвас обживали уже в начале XX-го, а у Пор-Порога и сейчас безлюдно…До Кивача добирались лесными тропами верхом на лошади или на лодке от деревни Вороново вплоть до 80-х годов XIX века, когда была построена дорога от деревни Викшица до моста под водопадом. До двух остальных — большей частью пешком, поэтому путешественников и исследователей там побывало значительно меньше. Не так много поэтических строк, живописных описаний, фотографий или художественных полотен увековечили красоту двух братьев Кивача — Пор-Порога и Гирваса. Кивачу повезло в этом отношении больше, а по гидрологическим меркам только он и является водопадом, два других — огромные, свирепые, но пороги (или водоскаты) — вода падает или просто идёт под наклон на значительном протяжении и большого отвесного падения не наблюдается.
Творческое и художественное наследие водопада Гирвас, скорее всего немалое, но поиск свидетельств, документов, изображений требует значительного времени. В данном исследовании будет приведено то немногое, что удалось найти на сегодняшний момент. Материал дан в хронологическом порядке в современной грамматике.
В 1899 году сунские водопады посетил Михаил Антонович Круковский (1865–1936), известный русский писатель, географ и этнограф, совершивший экспедицию в Олонецкий край по предложению Академии Наук. Итогом поездки стала книга «Олонецкий край. Путевые очерки», которая содержит 115 рисунков, подготовленных группой художников по фотографиям автора. М. А. Круковский из своих поездок привёз богатую коллекцию фотографий. Сейчас его фотоархив хранится в фондах Российской национальной библиотеки. Это своеобразный отчёт о поездке исследователя. [6]
В книге дано живописное описание водопада Гирвас, впечатления и размышления автора, приводится и фотография сего водного объекта. Вот какое описание автор сделал при первом взгляде на водопад:
«…в двух верстах находится третий большой водопад Гирвас. Он меньше Кивача и Пор-Порога, но красивее их. Он идёт наклонным скатом, но дикая местность, угрюмые ели, растущие почти у самой воды, непроходимые заросли, всё это навевает впечатление дикой, нетронутой красоты и торжественного величия. Солнце садилось выше водопада и окрашивало заводи реки, обросшие глухим кустарником. Потом заклубился туман, в котором виднелись гребнями верхушки кустов, понурились, почернели ели, стоящие у воды, и протянули над водопадом свои ветви-руки; понемногу и весь водопад стал погружаться в тьму. Наконец, и совсем стало темно, но там в темноте водопад рвёт и мечет, ведёт борьбу, делает своё вековечное дело. Он будет работать и в темноте, руководимый вечно одними и теми же законами природы, и восходящее солнце встретит его за той же работой». [1]
Очень своеобразны впечатления Круковского от ночного соседства с водной стихией:
«Мне страшно захотелось увидеть Гирвас при искусственном освещении; мне представилось, как было бы красиво, если б кто-нибудь на другом берегу, где едва чернеются ели, развёл большой костёр. Какими красками загорелся бы водопад! Это натолкнуло меня на мысль — самому развести костёр, — и скоро он запылал, осветив берег и кусочек водопада. Я отошёл в сторону и издали смотрел на дико-величественную картину. Да, хорошо смотреть на Гирвас ночью, когда он слабо вырисовывается в красноватом свете костра. Мрачные ели точно недовольны тем, что осветили и подсмотрели их таинственный сон. Кто здесь нарушает покой, когда они, сторожевые ели, простирая свои чёрные руки над бурным водопадом, шепчут ему: уймись! успокойся! Чьи чёрные силуэты виднеются на красном фоне костра, среди дыма и искр. Это — крохотные люди, пигмеи нарушают тишину и покой великанов».
«… Но назад идти ночью по лесным тропинкам нечего было и думать. Приходилось ночевать здесь, у водопада. Мы натаскали валежника, сделали запасы на целую ночь и удобно расположились у костра на песке. Мы сидели на песчаном уступе, почти в яме, сзади за нами возвышалась сажени на две стенка песку, а впереди, внизу шумел Гирвас».
«… я не спал. Поддерживая огонь у костра, я дремал полулежа, опершись па песчаную стенку и слушал сказки, которые мне рассказывал словоохотливый водопад. Он навевал на меня неотразимое чувство старины. Вот, чудится, среди сосен замелькают величественные, статные фигуры, в крылатых шишаках; засветится огонёк, обрисуются тени воинов, опирающихся на мечи. А вот там, у берега, у чёрной стремнины появится седой, в белой одежде скальд, ударит в струны арфы и запоёт могучую песню... Я дремал и слушал рассказы водопада о седой старине, о прожитых тысячелетиях». [1]
И совсем в другом ореоле предстаёт Гирвас по утру:
«Поутру сосны и ели стояли обсыпанные белесоватыми каплями росы, точно в белых матовых саванах. Они глубоко спали. Спала и трава, пригнутая к земле тяжестью росы. Потом капельки заискрились, заиграли блеском зари, лес, наполнялся сероватым монотонным светом. Мы пошли в деревню». [1]
Несколькими годами позднее, в самом начале XX века, те же достопримечательности наших мест посетил русский географ, библиограф, писатель и букинист Николай Ильич Березин (1866-1938), также написавший книгу о своём путешествии — «Пешком к карельским водопадам». Она была опубликована в 1903 году. Богато иллюстрированное рисунками художника И.С. Казакова и оригинальными фотографиями автора издание стало знаменитым и теперь является библиографической редкостью. В нём просто и ярко описаны примечательные моменты путешествия, интересные встречи, забавные происшествия и неповторимые впечатления. Также нам остались в наследство неподвластные времени, беспристрастно отражающие явь и суровую живописную красоту снимки сунских водопадов, в частности, Гирваса.
А вот как Николай Ильич описывает свои впечатления от встречи с порогом Гирвас:
«…мы пошли на Гирвас, до которого оставалось 3 версты. Дорога идёт лесом по высокому песчаному плоскогорью, в котором Суна промыла себе глубокую долину. Гирвас мы увидели с этого обрыва. Внизу под ногами лежала волнистая, сглаженная водой скалистая площадь, во впадинах которой прихотливо сверкали лужи воды. Вдоль неё, прижимаясь к правому берегу, пенилась по порогам Суна, падая по ним двумя водопадами со скалистым островом между». [2]
Здесь же Березин упоминает легенду о происхождении названия места:
«Название Гирвас происходит от карельского слова Hirwe, что значит "лось". По преданию возле водопада был убит лось, должно быть, при каких-нибудь особых обстоятельствах». [2]
Сейчас есть разные трактовки этого сказания, в том числе и более гуманные:
«По одной из местных легенд, однажды прекрасный и благородный лось, убегая от охотников, превратился в скалу, дав начало одному из красивейших водопадов Карелии».
Но вернемся к тексту Березина. Вот, что он пишет дальше:
«…тихая вода Суны упиралась в низкие утёсы; сморщив свою гладкую поверхность в правильные ряды морщин, словно раздумывая о чём-то перед решительным шагом, река сразу срывалась двумя каскадами вниз и из ленивой влаги превращалась в буйно-бешеную стремнину. Каждый год на Гирвасе народ тонет».
«…сняв ещё нескольких типичных карелов и даже целые группы их, мы распростились с ними и с наступлением ночи поплелись назад. Чуден и дик был вид Гирваса, когда мы взглянули на него в последний раз с высокого обрыва: широкая, серебристая полоса пены мерцала среди подступавшего к ней вплотную тёмного леса, и всё покрывал собой купол неба, озарённый последним красным светом зари». [2]
Надо отметить, что в путевых очерках обоих вышеприведённых авторов много внимания уделяется жизни и быту карельских крестьян и мастеровых. Подчеркивается крайняя убогость их бытия: бедность, тяжёлый продолжительный труд, скудность питания. Однако, дома стоят большие, добротные — лѐса то вдоволь в округе. Эти материалы сколь познавательны, столь и обширны, поэтому здесь не приводятся. Отправляем желающих ознакомиться с ними к первоисточникам. А использовать их при подготовке занятий и экскурсий уместно и желательно.
В 1907 г. в Петрозаводске была выпущена книга «Олонецкие водопады Кивач, Пор-Порог и Гирвас в описании туристов», автор-составитель Шайжин Николай Семёнович (1879–1950). В ней также даётся описание и фотография водопада Гирвас:
«В Гирвасе река прокладывает себе на целой полуверсте путь через утёсы, порой сжимается в берегах в узкую ленту; в неё выдвигаются камни и целые скалы, но она бежит мимо них и пробивает их насквозь. Если смотреть на Гирвас с крутизны правого берега, то волны Суны, покрытые на необъятное пространство белой пеной, кажутся утомлёнными и обессиленными, но с надводных утёсов ясно видишь, сколько страшной силы в медленном и сдержанном течении реки: каждый шаг её покупается упорной борьбой, но зато первая гряда гор взята приступом». [3]
Шайжин Николай Семенович (1879–1950) — фольклорист, краевед, сын негажемского священника из Пудожского уезда, действительный член Императорского Санкт-Петербургского археологического института, преподаватель Олонецкой духовной семинарии. Выпускник Санкт-Петербургской (с 1914 г. Петроградской) духовной академии. [6]
В сборнике, составленном Н. С. Шайжиным приведено стихотворение «Кивач и его братья» Дмитрия Павловича Ягодкина (1849–1912), педагога, краеведа, этнографа, статского советника и кандидата богословия, который вёл преподавательскую деятельность в Петрозаводске в Олонецкой духовной семинарии и Олонецком епархиальном женском училище. Отрывок из него, посвященный «братьям» Кивача уместно здесь привести:
КИВАЧ И ЕГО БРАТЬЯ (отрывок)
На Суне есть другие водопады.
И те пленяют взор своею красотой!
Несясь бурливо, шумно чрез преграды,
Они чаруют всех весенней широтой.
Поближе к Кивачу блестит красиво
Весьма широкий по разливу Пор-Порог.
И там же Гирвас льёт игриво
Свои струи вблизи от тропок и дорог.
Для Кивача они — родные братья
По Суне речке, матери своей родной,
Они имели с Кивачем объятья
Одни от самых древних пор в стране лесной…
Дмитрий Ягодкин, 1904 г. [3]
Дмитрий Павлович Я́годкин (1849–1912) — активно печатал свои статьи, очерки и рассказы в «Олонецких епархиальных ведомостях» и «Олонецких губернских Ведомостях». Автор стихотворного сборника «Песни победителей», 1904 г., в котором и было, по-видимому, опубликовано это стихотворение [6].
Запечатлён Гирвас-водопад и в картине Вениамина Николаевича Попова (1869–1945) — русского живописца, заслуженного деятеля искусств Карельской АССР (1939), Народного художника Карело-Финской ССР (1944), основоположника карельской живописи. [6]
Заслуживает внимание и судьба самого художника — творческой «жемчужины» нашего северного края. Вот краткая биография Вениамина Николаевича:
«В. Н. Попов родился в местечке Юзовский Завод Пермской губернии в семье дьякона. Пойдя по стопам отца, он поступил в духовную семинарию, но одновременно посещал вечернюю рисовальную школу А.С. Шанина. Занятие искусством, знакомство с художниками определили его дальнейшую судьбу.
В 1891 году Попов поступает в Академию художеств в Санкт-Петербурге, успешно там учится в течение шести лет, причём три последних года в мастерской И. Е. Репина. В свой петербургский период Попов жил на Васильевском острове, имел мастерскую, участвовал в росписи церквей в России и за границей, преподавал.
В 1911 году он по совету товарищей съездил на этюды в Олонецкую губернию по Свири на пароходе «Апостол Петр». Был в Петрозаводске, посетил водопад Кивач. После этого стал приезжать в Карелию ежегодно, а в 1915 году, купив в деревне Восточной близ Кончезера деревянный дом, перевёз его в Царевичи на Укшезеро. Каждую весну и лето приезжал туда и активно писал картины: «Гирвас», «Вечер на озере», «Карелка».
В 1919 году Попов становится преподавателем в первой художественной школе в Петрозаводске и с женой Натальей Антоновной навсегда переселяется в Карелию.
В 1928 году в краеведческом музее состоялась его первая персональная выставка.
С 1921 по 1934 год художник вёл уроки рисунка и живописи в Петрозаводском педагогическом техникуме, а с 1936 года в студии ИЗО при Доме народного творчества. В студии занимались многие известные впоследствии художники.
В 1941 году Попов эвакуировался в Белозерск, а в 1943 году, будучи тяжело больным, приехал в Беломорск, где жили другие художники.
К 75-летию Вениамина Николаевича ему было присвоено звание народного художника республики. Попов умер в Петрозаводске, похоронен на Зарецком кладбище.
К сожалению, многие его работы утрачены в годы Великой Отечественной войны. Большинство из сохранившихся полотен художника хранится в музеях Карелии».
(выжимка из разных источников). [8], 6-7, 2010, [9]
Далее следует упомянуть о фотографиях известного русского фотографа, химика (ученика Менделеева), изобретателя, издателя, педагога и общественного деятеля Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863–1944), члена Императорского Русского географического и Императорского Русского технического обществ. Он внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии, являлся пионером цветной фотографии, создателем «Коллекции достопримечательностей Российской империи». [6] Широко известны его снимки Кивача и Пор-Порога.А вот Гирвас увековечен только на одной дошедшей до нас, достоверно установленной фотографии, и, к сожалению, она сохранилась лишь в чёрно-белой копии. Снимок сделан против течения с обнажённого камня, располагавшегося на левом (по течению) берегу. [10]
И еще одно упоминание Гирваса, послание уж из Советской России, оставил Владимир Белоусов в своём очерке «По озёрам и водопадам Карелии», опубликованном в № 2 журнала «Всемирный турист» за 1928 г. Иллюстраций здесь немного, их авторство не указано (возможно они сделаны с фотографий самого Белоусова), но очень подробно описано путешествие на пароходе от Ленинграда через Петрозаводск до Кондопоги (Кондостроя), а далее пешком. Автор использует такой яркий свободный от «сов. агита» язык, что не будь в нём упомянуты новые (советские) названия городов, подумалось бы, что путешествие проходит в начале века (как и Березина). Белоусов знакомит нас не только с озёрами, реками и водопадами, но и с людьми, населяющими эти места, с тем, чем они живут, как зарабатывают на жизнь (сплавщики, гонщики и плотовщики, рыболовы и бурлаки). Анализируя описанное, понимаешь, что жизнь в «глухом Олонецком краю» для крестьян и служивых людей пока мало чем изменилась.
А вот, каким предстает перед нами водопад Гирвас на страницах этого издания:
«В двух верстах выше по Суне — водопад Гирвас. Он не похож на Пор-Порог. По дикости берегов и прибрежного леса он ближе к Кивачу, но как Пор-Порог, он не водопад, а порог. У него нет отдельных падений — на Гирвасе один сплошной наклон, весь заваленный большими камнями, и на всём его протяжении вода кипит белыми брызгами и ревёт одинаково сильно. Это — мрачный, сердитый порог. В том месте, где река поворачивает, он пробил в скале огромную пещеру, и вода с тяжёлым хлопаньем врывается туда и откатывается обратно…»
«Ближайшее к Пор-Порогу и Гирвасу селение — Койкоры — карельская деревня, на две версты выше Гирваса. Там можно переночевать. Здесь же, у порогов, дико, безлюдно, здесь властвует природа, властвует своей силой и удивительной красотой». [4]
Последние годы тишины. Скоро, скоро здесь зашумит стройка, и облик местности изменится до неузнаваемости.
А пока ещё одно свидетельство величия и красоты дикой природы, уже поэтическое. Руническое стихотворение «Река Суна» Владимира Луговского написано в 1940 г., но эпический стиль, могущество водных стихий, звучащее в руне, обращают нас в прошлое. Насладимся им, в последний раз увидим трех братьев — водопады Кивач, Пор-Порог и Гирвас.
…Богатырский старый Север,
синь небесная густая,
край озёрный, край дремучий,
край отцов, гранит валунный.
Золотые тучеходы,
облаков лебяжьих стая,
прилетающая с моря
к берегам холодной Суны.
Здесь молчит лесов полночных
непреклонная громада,
и поёт родимый ветер –
ветер сказок говорливый.
Пор-порог, Кивач и Гирвас –
Три суровых водопада,
словно вздыбленные кони,
грозной встряхивают гривой…
Владимир Луговской, 1940 г. [5]
А дальше начинается эпоха индустриальных перемен: строительства плотин, каналов, ГЭС, крупнейших предприятий, городов и промышленных посёлков. 30-е годы XX века полностью преобразили пространство в районе водопада Гирвас. Переброска сунских вод в другую озёрно-речную систему осушила прежнее русло реки и некогда знаменитый порог замолчал навсегда.
…Ведь мы слепую мощь глубин
Швырнем во имя изобилья
На лопасти своих турбин.
Марат Тарасов,
«Под падуном», отрывок [11]
А дальше была война, полная разруха, послевоенное восстановление, строительство в 1954 г. Пальеозерской ГЭС. Всё это значимые вехи в истории этих мест и достойны отдельного глубокого изучения, с последующим использованием материала в образовательных и просветительских целях. Оставим это другим исследователям и перейдём к геологическим изысканиям, открывшим уникальность и огромный потенциал этого места.
Список используемой литературы
1. Круковский М.А. Олонецкий край: путевые очерки. — С-Петербург: Издание Петербургскаго учебнаго магазина, 1904. — 260 с.2. Березин Н.И. Пешком к Карельским водопадам // с 60 рисунками художника И. С. Казакова и оригинальными фотографиями автора, с 5 карточками в тексте. — С.-Петербург: Типография Товарищества «Общественная польза», 1903. 193 с.
3. Олонецкие водопады Кивач, Пор-Порог и Гирвас в описании туристов. Сост. Н. С. Шайжин, Петрозаводск, Олонецкая губернская типография, 1907 г.,
60 с., 14 фотографий водопадов, рисунки и карта путей к ним
4. По озерам и водопадам Карелии: очерк / Автор: Владимир Белоусов//журнал «Всемирный турист», 1928, № 2, с. 34 — 43.
5. Луговской В.А. Лирика: авторский сборник стихов. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1973.— 400 с.
6. https://ru.wikipedia.org/wiki
7. http://prokudin-gorskiy.ru
8. https://gazeta-licey.ru/
9. http://rkna.ru/
10. http://temples.ru
11. Тарасов М. Под падуном: стихотворение // Тарасов М. Снова с Ладогой: стихотворения. — М., 1987. — с. 147.
Продолжение следует.
К 90-летию п. Гирвас
Милевская Светлана Николаевна,
сотрудник заповедника «Кивач», член краеведческого клуба «Оma kodi — Родной дом,
при Кондопожской ЦРБ им. Б. Е. Кравченко, г. Кондопога